Королева и мышка

Игроки, которые делают игру, и игроки, которых делает игра

А вот кто помнит такую теорию Андрея Ленского?

Я не вспомню его, объяснений дословно, поэтому, извините, возможен эффект "Рабинович напел".

Идея в том, чтобы при подготовке к игре, при подборе ролей и создании сюжетных завязок определять, кто из игроков будет "двигать" игру, а кого - игра будет включать в какие-то события.

С игроком, который делает игру, всё более-менее понятно - ключевые персонажи, которые создают события и вовлекают в события окружающих. Источники конфликтов и двигатели сюжета. Злодеи, пророки, волшебные помощники.

Игрок, которого делает игра - тот, кто в игре может получить новый опыт. Поставленный в положение, когда привычные схемы поведения дают неожиданные результаты. В непривычном амплуа, в непривычном окружении, встретившийся с непривычными проблемами. Причём такими, которые нельзя "пересидеть" на брёвнышке.

И, конечно, эти роли необходимо менять от игры к игре.

Если бы история Бильбо случилась на ролевой игре, Гэндальф был бы тем, кто делает игры, а Бильбо - тем, кого делает игра. Не знаю, насколько закономерно то, что главный герой истории - не тот, кому принадлежит инициатива. Он бы, может и собирался всю игру просидеть на бревне крылечке, но не может, по крайней мере не забив на вводную туковскую сторону своей натуры.

Что я забыла?
Я это помню рядом с раскладыванием персонажей по базису, но, кажется, в реальности оно и правда было где-то в 96-м... А еще был термин "перпендикулярная роль" для этих самых "игроков, которых делает игра". Сам игрок обычно определился с тем, что он может, любит и умеет (это первая описанная в посте категория, но нового опыта он в таком случае практически не получает) - либо что не может, не любит и не умеет, и предлагать ему такие роли под предлогом расширить горизонты и открыть для себя нечто новое было бы ошибкой. И вот тут, по идее, для придумывания этой "перпендикулярной роли" раскладывание по базису и применяется... :) Ну, мне запомнилось так.
Я тоже помню, ага.
Там ещё детали были, про то, как выявлять игроков - ну, какого туда, а какого сюда. Вот этим я лично постоянно пользуюсь, но что именно взяла у Андрея, а что понапихала сама в процессе использования теории - уже не смогу сказать.