я

Продолжаем перечитывать

Вообще, кажется, надо не привязываться к датам, а просто раз в месяц что ли вытаскивать что-нибудь "из Андрея".

Originally posted by andrey_lensky at Немного об инфосфере
Выношу из комментариев. По поводу того, почему я не считаю возможным относиться к описанным в этом посте товарищам спокойно.

Слова, отправленные "в свободный полет", вовсе не являются "ничего не значащими". Они, грубо говоря, наполняют вокруг нас "инфосферу". Из которой люди черпают представления о том, что в этом обществе принято и социально приемлемо. (И не только об этом; например, если о ком-нибудь принято говорить, что он-де "клоун" — это повод к нему в следующий раз не прислушаться, даже если тот говорит абсолютно правильные и очень важные вещи. Но это чуть другая, хотя тоже весьма важная тема.)

То, чем мы наполняем инфосферу вокруг себя, чертовски значимо. Эта инфосфера, в свою очередь, формирует нас. Всех. И люди узнают, что желать смерти кому-то, к тому же вообще без каких-либо причин — нормально. Так все делают! А потом и следующий шаг сделать так легко... Примерно по той же причине я не терплю вокруг себя фашистов, нашистов и "суверенных демократов" всех мастей. Казалось бы, пока человек просто "фантазирует", а не идет на погром, эта деятельность "невинна"? Отнюдь нет. Она, в числе прочих инфодеятельностей, формирует людей вокруг себя. И более того: терпеть в компании приличных людей фашиста — тоже отнюдь не невинное действие. Это сообщение всем вокруг: мы их терпим, значит — можно. Это социально приемлемо. Вот ведь, к примеру, Васю мы не терпим, хотя он всего-то навсего на вечеринке наблевал нам на пальто, а Петю, бредящего избиением "черных", терпим. Значит, это грех мелкий, истинно птичий...

На этой стадии мне возразили, что, дескать, следующий шаг сделать совсем не легко.

Однако... Что сдерживает человека от того, чтобы начать... ну, допустим, участвовать в погромах?

Первая линия обороны: собственная этика. Вторая: страх перед тем, что окружающие осудят. Третья: страх перед наказанием. Можно в обратном порядке, это зависит от того, смотришь ли ты со стороны защитников крепости или со стороны штурмующих; а поскольку они обычно представлены одним и тем же человеком ;-), то с какой стороны смотреть, действительно без разницы.

На каждую линию есть своя осадная техника.

Так, например, линию 1 проще всего брать при помощи исковерканного моисеева закона. Дескать, он уже сделал гадость... пусть маленькую, пусть не мне, пусть даже не он, а его друзья, или сородичи, или соотечественники... а значит, всё можно. Второй метод — приучать себя к мысли о том, что она уже пала. Он работает дольше, но тоже работает. То есть если постоянно повторять, и не как фигуру речи, а с реальной злобой, как ты хотел бы видеть смерть тех и этих, линия 1 понемногу слабеет.

Линия 3 в нашей стране и так ослабла до предела, потому что хорошо известно: кара со стороны закона постигает далеко не всех и далеко не всегда. Вон те же нашисты нарушают законы регулярно, и что? Кто из них сел или хотя бы был оштрафован?

А вот линия 2 берется как раз в основном наполнением инфосферы. Даже подонок вообще-то не хочет, чтобы его все считали подонком. Он бы предпочел быть благородным борцом за что-нибудь, или, скажем, смелым крутым мачо, который берет все, что ему требуется, ни на кого не оглядываясь. И хочет, чтобы девушки его любили, а знаменитый Переплюйкин поприветствовал его с искренним уважением.

И тут — о радость! — ему на помощь приходит терпимость к высказываниям. Ага, решает он, так значит, здесь это нормально! То ись капитал приобрести я могу, при этом невинность тоже соблюдется.

И, что самое интересное, он во многом прав. То есть знаменитый Переплюйкин, возможно, с ним за ручку не поздоровается, но те, с кем здоровается он — те самые, что громогласно оправдывали свинство — они сами, быть может, не такие свиньи, как наш герой, но и осудить его тоже не смогут. Ну, возможно, будет он немножко неправ, но в целом наш человек. То есть линия неприемлемости идет уже где-то в области деталей методов; скажем, громить квартиры и избивать уже хорошо, а вот кидать детей на колья еще неправильно, не привыкли еще пока.

Привыкание — оно идет постепенно. Сперва люди привыкают слышать речи о чем-то, потом — видеть робкие воплощения, потом — неробкие. Сперва "она сама виновата, что шла по улице в короткой юбке", потом "не будем губить хорошего мальчика, ну мало ли — не сдержался, а она его сама спровоцировала, давайте на суде покажем, что он все время был с нами и пил лимонад", а потом и самим поучаствовать можно...

К счастью, инфосферу можно и должно модифицировать в ОБЕ стороны. И в целом наш мир, по-моему, движется все-таки в благоприятном направлении. То есть, к примеру, призывы к новой Варфоломеевской ночи в Париже не получат не то что воплощения, но и существенной поддержки, и это здорово. Но отдельно взятая страна, например — наша, запросто может меняться в худшую сторону. Что я и наблюдал воочию в последние годы. И вопрос о том, к чему вырабатывать привыкание у окружающих, отнюдь не невинен.
Метки:
Спасибо, Нина. Все так и есть.
К сожалению, за прошедшие годы наша отдельно взятая страна продолжила изменения в худшую сторону :(