14 June 2009 @ 02:35 pm
Теория вероятностей для школьников  
Ещё одно маловероятное, как мне казалось, событие. Вике в школе в начале мая выдали учебники для 7 класса. Но это, само по себе, ещё не так удивительно, хотя обычно учебники на следующий год выдают в конце мая. А удивительно то, что среди учебников оказался вот этот:

Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко
Теория вероятностей и статистика


Написано хорошо, хотя, конечно, можно лучше. Меня удивило, что начинается не с интересного (т.е. с собственно теории вероятности, с бросанием кубика и монетками), а со статистики, даже не математической, а описательной. Т.е. таблицы, диаграммы...
Вводится определение среднего арифметического, дисперсии, математического ожидания, независимых событий. Что я не люблю - даются формулы, но не показывается, откуда эти формулы выводятся. Зато по ходу дела рассказываются всякие забавные вещи (типа истории запретов азартных игр).
Дима с удивлением обнаружил в глоссарии слово "баррель". Ну что делать, изменение цен на нефть для нашей страны, действительно, представляет интерес.
Я у Вики спросила, изучали ли они уже на математике множества. Вроде что-то было, но не факт. А в учебнике есть объединения и пересечения случайных событий. Впрочем, он рассчитан на три года - 7,8,9 класс, так что ещё есть шанс доразобраться.
Вообще интересно, в каком формате этот тервер будет преподаваться - как отдельный предмет, как часть алгебры или как-то ещё?


Интервью с авторами учебника: http://www.inauka.ru/education/article50852.html
 
 
( 27 ответили — Post a new comment )
kot_kamyshovyj[info]kot_kam on June 14th, 2009 02:54 pm (UTC)
Хм... А школа нормальная, или особенная какая-нибудь? А то я как представлю себе Ольгину гимназию... им только тервера не хватало для полного счастья! Напоминает тех шестиклассников, которым я латынь когда-то преподавал: детки по-русски собаку через ять пишут, а им - ЛАТЫНЬ! А они прилагательное от существительного еще не очень четко отличают...
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 14th, 2009 04:24 pm (UTC)
Хм. А в гимназиях 18-19 века как латыни учили? Ведь без опоры на русский. Прям там прилагательные и глаголы и вводили.

Школа у них гимназия. Хорошая, но не сказать, чтоб какая-то особенная.
kot_kamyshovyj[info]kot_kam on June 14th, 2009 05:02 pm (UTC)
В школах восемнадцатого века и арифметике учили по таким учебникам, что я без стакана не разберусь, чего сказать-то хотели. А кто не понимал, тому розог отвешивали. Это ж не повод сейчас так учить? Понимаешь, у детей сейчас две тыщи кавырнадцать вещей, которым их учат, потому что как же современному культурному человеку жить, не зная того-сего, москвоведения, основ православной культуры и теории вероятности? А в результате не знают они ни черта, потому что переваривать не успевают. Ольга наша звезд с неба не хватает, но и далеко не дурочка. И я отчетливо вижу: она не тянет. В начальной школе было нормально, а гимназию - не тянет. Ну, и чем больше не тянет, тем меньше ей хочется узнавать что-то еще. Из всего того, что в этом году учили, она сейчас помнит, думаю, процентов тридцать в лучшем случае. К концу лета - спасибо, если процентов десять останется в голове. Программы строятся по вузовскому принципу: пихай-пихай, чего-нибудь, да задержится. Пятнадцать преподавателей, каждый свой предмет считает главным. Тройка по рисованию (точнее, "архитектурно-художественному творчеству") или физкультуре приравнивается к тройке по математике (а троечников чморят, "мы же гимназия!"). Там, где у нас было два предмета, у них три: русский, литература, плюс "культура речи", и так везде. Лекции, семинары, "эссе" по всем предметам. И на кого эта система рассчитана, на пять процентов вундеркиндов, способных усвоить все вот это, и еще плюс "элективный курс"?
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 14th, 2009 05:50 pm (UTC)
Ну тут как всегда - хорошее начинание губится плохой реализацией. Вариант не учить тому-сему и вот этому ведь не понравится ни родителям, ни самим школьникам, когда они начнут как-то о своем будущем задумываться. Те же предметы можно вводить так, чтобы они не дрались за место в голове у ученика, а укладывались там в разумную систему. Если те же времена глаголов будут объясняться параллельно на русском, на английском и на латыни, школьнику не придется менять контекст, а понимания будет больше, мне кажется.

А для жизни вероятности и статистика полезнее, чем, например, тригонометрические уравнения (которые тренируют работу с формулами и удобны в качестве задач на экзаменах, но и только).
marusya_p[info]marusya_p on June 16th, 2009 01:30 pm (UTC)
Боже, то есть это не матшкола? То есть нас тоже такой кошмар ожидает? Хотя вроде пока у Дашухи с математикой все нормально.
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 16th, 2009 03:03 pm (UTC)
Это гимназия. До Дашухиного 7 класса всё ещё неоднократно переменится.
marusya_p[info]marusya_p on June 17th, 2009 05:41 am (UTC)
Будем надеяться.
(Anonymous) on June 14th, 2009 03:06 pm (UTC)
Если Вы считаете, что написано хорошо, сообщите, пожалуйста, ЖЖ-юзеру a-shen, он в своей рецензии http://alexander-shen.narod.ru/rev2.pdf об этом просит (в прим. на с.4).
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 14th, 2009 05:20 pm (UTC)
В ЖЖ у товарища соответствующей темы нет.
Понравился - это очень расплывчато. ИМХО хорошо, что такой учебник появился. Небездарный учитель на его основе сможет подготовить осмысленные уроки. Разумеется, можно написать лучше. Но этот учебник не только лучше, чем ничего, но строго лучше того, что долгие годы предлагалось в качестве учебников по информатике (и по содержанию, и по увлекательности).
Мне кажется, одна из проблем авторов в том, что они не уверены, на какой уровень математической подготовки школьников они могут рассчитывать. Вообще одна из проблем современных школьных программ - что все предметы как бы подвешены в воздухе, перетягивают часы друг у друга и друг с другом не связаны. Тот же тервер и статистика могли бы быть более логично включены в курс математики (а отчасти и других предметов, географии, например) - но реальность такова, что написать и издать отдельный учебник проще, чем перелопачивать существующие программы по "классическим" предметам.
[info]a_shen on July 19th, 2009 08:59 pm (UTC)
сообщение наконец до меня дошло
спасибо за информацию - если будут какие-то дальнейшие положительные или отрицательные впечатления после прохождения курса, буду также признателен
osting[info]osting on June 14th, 2009 06:19 pm (UTC)
У моих семиклассников был теорвер в этом году. :)
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 14th, 2009 06:34 pm (UTC)
У вас-то продвинутая школа, и, наверное, свои авторские программы и методики.
Ленская Надя[info]colobuska on June 18th, 2009 09:02 pm (UTC)
Нет, это вроде повсеместно ввели :) Раньше давали в 11ом, а теперь решили, что в 11ом есть, чем заняться и без этого. Теперь теорию вероятности действительно в 7ом классе дают :)
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 18th, 2009 09:05 pm (UTC)
В 7-м и надо, самое время. А в 199 школе тервер есть?
Ленская Надя[info]colobuska on June 20th, 2009 10:04 pm (UTC)
Не знаю... У нас не было :( Придется стащить у бедной сестры ее учебник - почитать :)
[info]fdo_eq on June 15th, 2009 01:48 pm (UTC)
У меня комментарий многословный, а потому у себя :-) http://fdo-eq.livejournal.com/265960.html
polakov_youstas[info]polakov_youstas on June 15th, 2009 05:28 pm (UTC)
У нас первые элементы теории вероятностей начались в 8-ом классе. И химия началась тогда же. А вот у мой одноклассницы есть младшая сестра, которая в нашей школе с пятого класса учится. Так вот, она в этом году закончила седьмой класс и у них в прошедшем учебном году началось преподавание химии.
Хм, неужели школьная программа усложняется с каждым годом? А то эту мысль нам наша химичка все втолковывала, любила поговорить на уроках "за жизнь". И таблицу умноженитя мы с классом проходили в первом полугодии первого класса, да. Мои родители тогда удивились, они-то во втором-третьем проходили. Знакомые родители тоже часто говорили и говорят, что по сравнению с советским временем программа усложнилась.
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 15th, 2009 07:11 pm (UTC)
К сожалению, усложняется не самым оптимальным путем. Вон выше пишут - пихай-пихай побольше, не глядя на то, в состоянии ли средний школьник это переварить.
polakov_youstas[info]polakov_youstas on June 15th, 2009 07:29 pm (UTC)
А ОПК ввели-таки? А то говорят, что со следующего учебного года он будет обязательным предметом.
Как же хорошо все-таки что я уже закончил школу, десять лет, от звонка до звонка. :)))))
Nina Belyavskaya[info]aywen on June 15th, 2009 07:42 pm (UTC)
Нет. И надеюсь, что и не введут.
polakov_youstas[info]polakov_youstas on June 15th, 2009 07:47 pm (UTC)
Я тоже.
maria_tuzhilina[info]maria_tuzhilina on June 28th, 2009 05:51 pm (UTC)
как замена алгебре на 3 четверть.
Вообще он выглядит малышово, но осмысленно.
lena_vinni[info]lena_vinni on July 3rd, 2009 01:02 pm (UTC)
Ну так Тюрин как раз статистикой занимается, не вероятностью. Поэтому ничего удивительного (КМК), что и учебник начинается со статистики.
Потом, в бытовом понимании статистика - вот как раз такая, и наверное хорошо бы, чтобы обычные школьники умели хоть немного с таблицами работать. На элементарном уровне. (а еще лучше, в компьютере).
А про тервер - мне самой интересно как он будет в школе даваться. Сразу вслед за дробями, видимо?:)
На самом деле, это хорошо - теорию вероятностей тоже хорошо бы в школе руками пощупать. Надо посмотреть учебник поподробнее.:)
Nina Belyavskaya[info]aywen on July 3rd, 2009 02:36 pm (UTC)
Получается, он начинает с того, что ему интересно. А школьника, мне кажется, заинтересовать вероятностями проще, чем таблицами.
Я согласна, что само по себе умение работать с таблицами и диаграммами полезно. Но мне кажется, что эффективнее было бы сначала завлечь учеников вероятностями и случайными числами, а потом уже показывать, как из сотен случайных чисел образуется статистика, и как надо собирать данные, чтобы на их основании делать какие-то выводы и прогнозы.
lena_vinni[info]lena_vinni on July 3rd, 2009 03:44 pm (UTC)
Скорее с чего ему кажется логичнее.
Матшкольнику точно интереснее начинать с вероятностей. А вот обычным школьникам, которым ввели новый предмет непонятно для чего - может быть и лучше сначала показать где и как им все это понадобится.
Ну и потом - вероять и статистика все-таки очень разные вещи.
Про закон больших чисел школьникам конечно в конце учебника рассказывают - но это же только для общего знакомства. О прогнозах вообще речи нет, да и как это сделать на элементарном уровне?
Мне показалось, что на элементарном уровне вероятность очень неплохо сделана. Вопрос в том как это школьники будут воспринимать? И какие тут можно найти задачи не на "тупой счет"?


Nina Belyavskaya[info]aywen on July 3rd, 2009 04:16 pm (UTC)
Так там как раз и про вероятности показывается, где и как понадобится, на примере автомобильного страхования.
А с таблицами - про любой предмет школьникам клюют мозги, что вам всем это обязательно понадобится. К 13 годам у большинства уже стойкий иммунитет, переходящий в аллергию. Вот если про это могут спросить на экзамене, это на четверть класса, возможно, подействует.
lena_vinni[info]lena_vinni on July 3rd, 2009 05:05 pm (UTC)
подозреваю, что к 13 годам у большинства школьников уже аллергия на школьную программу, и не только на таблицы:)))

Таблицы в рамках этого курса и заодно информатики хорошо бы давать сразу на компьютере - чтобы можно было сразу различные статистические величины посчитать, график построить, может быть показать что такое тренд. Это было бы интересно. Поручить самим составить таблицы и вычислить по ним средние значения.

Да и сколько там этих таблиц в учебнике - первые три главы всего, а потом уже вероятности начинаются.

А где там про автомобильное страхование? (это было бы весьма круто, о!:)))
я нашла только коротенький кусочек про осаго в разделе "мат.ожидание" - но там в общих чертах, и подозреваю что не слишком понятно для школьников. Никаких рассчетов про автострахование там нет, и дать это школьникам в обычном курсе очень сложно, наверное.