Nina Belyavskaya (aywen) wrote,
Nina Belyavskaya
aywen

Categories:

К вопросу о перспективах книгоиздания

Originally posted by kot_kam at post
Сформулировал, что, на мой взгляд, в данную историческую эпоху требуется от книжных издательств. В первую очередь - не производство «бумажных носителей» (дешевых/качественных/хорошо изданных/красиво иллюстрированных и т.п.) Бумажные носители сами по себе постепенно будут утрачивать свое непреходящее значение (за исключением, разве что, детских книжек). Издательства читателям - ну, и обществу в целом, - нужны в первую очередь как посредники, перераспределяющие читательские средства, которые читатель готов отдать авторам, но по какой-то причине не может сделать это напрямую. Например, финансирующие сомнительный философский проект за счет средств, полученных от продажи учебников. Или автора, который десять лет писал свой первый лонгселлер, и теперь еще столько же будет вымучивать долгожданное продолжение (и все это время будет хотеть кушать), за счет авторских отчислений и каких-нибудь писучих Донцовых, выдающих на-гора по роману в месяц. Короче говоря, всякий «неформат» за счет «формата» и бестселлеров. Надо сказать, что в целом издательства так и поступают - и, пока они будут это делать и могут это делать, они никуда не денутся.

Понятно, что в целом эта система работает не идеально, и многих авторов, которые могли бы стать вашими любимыми, вы никогда не прочтете, кроме как на «Самиздате», патамушта «неформат» (для меня символом такого отношения стал вопрос директора издательства в ответ на предложение сделать, наконец, нормальный перевод «Властелина Колец»: «А вы можете мне гарантировать, что я за неделю продам пятьдесят тысяч экземпляров?» Нет, увы, такого я гарантировать не мог. В результате шесть лет спустя, когда вышел фильм, и все кинулись издавать все, что имеет отношение к Толкину, там издали... то, что нашли. А могли бы - хороший перевод ВК за сравнительно небольшие деньги...) Однако система работает.

Я не говорю, что система, скажем, краудфандинга или добровольных пожертвований работать не будет. Люди, вообще-то, готовы абсолютно добровольно платить деньги за то, что им нравится. Иначе бы уличные музыканты не стояли в подземных переходах. Но платить люди готовы при двух условиях. Во-первых, речь идет о суммах, которые для них лично не особо существенны (скажем, для среднего москвича это 100-300 рублей, для среднего провинциала - 30-100), и, во-вторых, это можно сделать одним движением мышки/одним звонком с телефона. Любое дополнительное препятствие (зарегистрироваться, ввести капчу, оторвать жопу от стула и дойти до ближайшего банкомата...) уменьшает число желающих заплатить, думаю, сразу на порядок. Так что пока не существует удобной платежной системы, 9/10, а то и 99/100 потенциальных плательщиков будут отсеиваться сразу. Для меня существенно еще и третье условие: львиная доля уплаченных мною денег идет именно тому, кому я плачу. Или кому-то еще, кому я понимаю, за что плачу. Поэтому система оплаты через СМС, где из каждой сотни семьдесят рублей капают оператору, для меня лично неприемлема - не потому, что мне жалко семидесяти рублей, а потому, что я не понимаю, почему семьдесят процентов уплоченного попадают не по адресу.

То есть я предполагаю, что положение издательств всерьез пошатнется, когда будет создана удобная платежная система, позволяющая одним щелчком дать денег понравившемуся автору, не кормя при этом орду нахлебников, и при этом автоматически и без геморроев улаживающая отношения автора с властями (типа, там, налоги и все такое прочее). А на данный момент читателям и авторам по умолчанию удобнее улаживать свои финансовые отношения через издательство (мне, например, это удобнее потому, что я не понимаю, как в случае какого-нибудь краудфандинга платить налоги, которых с меня все равно захотят, а зная, как устроено наше законодательство, я понимаю, что в ближайшие двадцать лет это понятнее не станет).
Tags: книги, работа
Subscribe

  • Бегущий город в Берлине

    Последний раз БГ мы бегали в Москве, Тёплые Буквы зимой 2021. И вот, наконец, очередная игра Имена розы (в честь 8 марта) проводится, в том числе, в…

  • Памятники Алматы

    1. Памятник Абаю. Его мы видели ещё в 1991 году, после похода по Тянь Шаню. И простят мне мой "империализм", совершенно невозможно не…

  • Алматинская стена и другие граффити

    Вика показала нам место, где целый довольно длинный забор отдан под граффити. Недалеко от остановки автобуса к Медео. 1. Возможно, это портрет…

Comments for this post were disabled by the author