мама

О детских дополнительных занятиях

Зацепила тема.
Что вы думаете о подходе, при котором, если родители записали ребенка в какой-либо кружок, студию, музыкальную школу и т.п., они берут тем самым на себя и ребенка обязательства посещать эти занятия в течение всего учебного года, без пропусков, разве что по болезни? А иной подход учит ребенка безответственности?

И если часть расписания приходится на выходные, родители должны отказаться от всяческих собственных увлечений, эти выходные занимающие? То есть побоку командные выезды на ролевки, регулярная игра в ЧГК, страйкбольные тренировки, турслеты и т.п.?

И допустимо ли записываться на два вида занятий одновременно? А что делать, если дополнительные мероприятия в одном месте противоречат расписанию в другом? Ходим только по расписанию, праздники и концерты вне расписания побоку?
Метки:
Ну в общем примерно так я и думаю. Разве что с поправкой на специфику конкретной "студии" в широком смысле этого слова, если, например, там в явном виде сказали, что не возражают против "свободного" посещения. А иначе (думаю я) так и есть, записался - ходи. Ну или не записывайся.

В частности да, "если часть расписания приходится на выходные, родители должны отказаться от всяческих собственных увлечений, эти выходные занимающие? То есть побоку командные выезды на ролевки, регулярная игра в ЧГК, страйкбольные тренировки, турслеты и т.п.".
Может быть этот подход и учит ответственности, но тут ни капли не пахнет уважением к себе, такому какой ты есть. А эти два явления надо учиться как-то совмещать. Лучше всего в детстве, чем когда уже вырос.
Такие вещи,как мне кажется, должны оговариваться сразу. Понятно, что если это скажем, театральный кружок - то ребенок, который сегодня есть, завтра нет, а потом у студии спектакль - создает проблемы другим участникам. А если это изостудия - то в общем его дело.
Если уж ребенок ходит в кружок, и ему нравится, но часть расписания приходится на выходные - тогда надо по максимуму двигать свои планы и подстраивать под ребенка. Раз в месяц, имхо, можно прогулять по семейным обстоятельствам (турслеты и пр).
На два вида занятий одновременно - мне это просто непонятно. Как на них ходить, по очереди? ;) Если преподаватели в курсе и не против, то можно пробовать. Но я бы не стала.
Что лучше бы ходить - это конечно. Вопрос - где граница. Что считать уважительной причиной не ходить?
То есть "вот что-то мне сегодня не хочется, ребята в кино зовут" - точно не уважительная причина. А дальше?
Как преподаватель, подтверждаю, что это нормальная позиция, если конечно в начале занятий именно такой поряждок посещений оговорен.
Те, кто посещают занятия когда хотят, создают уйму проблем другим ученикам и преподавателю.
То есть, надо принять решение "на берегу" (нужны ли нам занятия, которые требуют таких-то жертв) и по возможности следовать установленным правилам.
1. Между "ходят когда хотят" и "ходят всегда" есть ещё варианты.

2. В случае с ребенком не всегда можно понять заранее, насколько этому ребенку нужны эти занятия, и на какие жертвы он будет готов ради них идти.
Главный вопрос: обязательства перед кем? Зависит от кружка.

Если кружок предполагает коллективную деятельность детей (театральная студия, танцевальный ансамбль, футбольная команда и т.п.), то да, поступая в такой кружок ребенок должен осознавать свою ответственность перед другими детьми.

Если же речь идет о кружке, предполагающем индивидуальную деятельность: изостудия, теннисная секция, кружок юных математиков, то нет. Общий подход такой: обязательства перед другими детьми нужно соблюдать, обязательств перед педагогом и, собственно, учреждением внешкольного образования в родителей нет.

Edited at 2014-04-30 05:31 (UTC)
А какой смысл чему-то учиться, если у этого "чего-то" нет ценностного приоритета?
То есть ради какого-то очень важного события, которое максимум раз в году, можно и пропустить, но таких исключений имеет смысл делать очень-очень мало.

Помнится, у меня всё ровно так и было. Начал заниматься в музыкальной школе - изволь ходить на все занятия. Откосить можно было только по болезни, причем если это выступление, отчетный концерт, экзамен - то и болезнь не канает, играем с температурой.

Ответственности учит, характер развивает. Правда, несколько лишает детства, но ребенок и так человек в огромной степени несвободный и подчиненный... И родители тоже в упряжке, да...
В случае ребенка смысл любого обучения - расширение кругозора. Узнать, что есть вот ещё и такая область деятельности, попробовать свои силы, оценить, насколько я могу быть в этом успешен и насколько мне это интересно. За одно пробное занятие всё это получить практически нереально.

Кроме того, приоритет может быть абсолютным и относительным. Лепка в студии интереснее, чем тупо сидеть дома, но менее интересно, чем поехать с родителями в поход.

Из личного опыта. В детстве ребенок Вика любила рисовать и петь. Ходила на хор, и на изо. Но занятия по изо постепенно отвалились. Сначала просто имеющиеся кружки были уровнем ниже, чем хровая школа. Потом нашлась изостудия с чудесным преподавателем, но ходить и туда, и на хор Вика не осилила, выбрала хор.
Но вот попытка поступить в музучилище не удалась. И ребенок внезапно сказал, что хочет учиться на фотографа. А там и рисунок, и композиция. Сейчас 2 курс, у деточки уже есть первая фотография, проданная на фотостоке, какие-то проекты. Как ни мало было того опыта изостудий, но он-таки пригодился!
Ну в общем-то так. У нас дома правило-если бросать что-то, то насовсем. чтоб не было такого-сегодня хочу пойду, завтра не хочу не пройду.
Исключения, конечно, бывают. И уезжаем на каникулы, и на слет можем пойти. Но каждый раз обсуждаем, договариваемся с преподавателем, договариваемся межу собой. И да, бывает, что Тайка отыграв зачет по музыке, мчится на английский, а оттуда на музыку-узнать результат. И выходные подстраиваем, что уж там. Можем, правда. покормить в машине обедом из термоса и куда-то рвануть.
Я мать-раздолбайка - если дети не хотят заниматься, я их не загоняю, если возникают важные или интересные дела - значит занятие прогорает. Но ессно если этим никого не подводят и сами дети согласны. Единственное, где я упираюсь - начал, значит доходи до конца года, а не бросай при первой трудности.
Я как преподаватель не ставлю занятий на выходные. У нас бывают мероприятия, посещение свободное, кроме командных соревнований, тут уж изволь не подводить, если вписался.
Как родитель наконец-то избавилась от очень распрекрасного кружка, отнимавшего полвоскресенья, как же мне теперь хорошо. Об индивидуальных занятиях всегда предупреждаю преподавателя о пропусках. Групповые иногда пропускаем без особых причин. Особенно рукоделия всякие.
я принципиально не записываю ребенка никуда, где заняты выходные. Выходные - это наше с ней время, это дни когда мы не зависим ни от какого графика и расписания и никуда не спешим.
Прочие занятия - в будние дни - стараемся без причины не пропускать (это спорт - регулярно заниматься всяко полезнее чем нерегулярно), но если что-то важное совпадает (мероприятие в школе, приглашение в гости, билеты в театр) - можем и пропустить, без угрызений совести.
Но у меня Сонька ничем не занимается так чтоб прям всерьез, ни в каких выступлениях и соревнованиях нигде не участвует, ни на какие супер-результаты ни в чем не претендует.
я чувствую ответственность только перед ребенком - если я уговорила его куда-то ходить и он хочет - буду искать способы его туда отвести, даже если ЧГК и прочее. а так мы все время занятия пропускаем, даже без причины.
Строго, но без фанатизма. Скажем, наш старший поёт в хоре, и это концертный хор. И пока это так, мы, в общем, всё расписание жизни под это подстроили.
А там бывают и внезапные концерты, и неудобные внеплановые репетиции.

Когда была театральная студия, - тоже, в общем, старались не пропускать. Но это всё такие вещи, когда своими пропусками подводишь других участников.

С обычными кружками, конечно, мы поступаем несколько свободнее (правда, сейчас их, почитай, и нету вовсе, такое плотное расписание). Но, конечно, когда их было несколько, мы записывались так, чтобы расписания не пересекались. Ну а если вдруг случались какие переносы не по нашей вине - тогда уж выбирали, чем жертвовать.

Edited at 2014-04-30 08:16 (UTC)
У моей старшей младеницы оперная студия. По субботам, три часа днем, в самое дурацкое время, при котором убивается целый день. Ситуация осложняется общим творческо-богемным бардаком в оперном театре, например, могут отчетный концерт раза три переносить без обьявления войны...

По результатам:
- обязательства на год на себя не принимаем, если будет некомфортно, конфлиткно, неинтересно - ребенок пойдет оттуда;
- родительские планы побоку. Разрешаю себе раз месяца в два уехать на выходные, младеница пропускает. Перед концертами - никаких отьездов и других дел.
- другие интересные детские дела (театр, пикники, дни рождения) - тоже побоку.
- другие занятия - установлен явный приоритет (ну, например, оперная студия всегда важнее бассейна, бассейн всегда важнее лепки);

Какой подход чему учит - тут уже побоку мне. В воспитательных целях ни прошу пропускать ребенка, ни заставляю ходить. Хотя были у нее сложности с группой не по возрасту, я _очень_настоятельно_просила_ месяц подождать, а уж потом принимать решение. Сложности, как и было ожидаемо, закончились. Еще была у меня проблема с первым концертом (см. пассаж про творческий бардак), когда я свои планы вписала во вроде бы ясную дату и мы все накололись, ребенок концерт продолбала, потому что его перенесли. Теперь _месяц_, когда должен быть концерт, не планируем ничего.