я

Школьные воспоминания

Тут мне задали вопрос, отдала бы я своих детей в школу, в которой сама училась. Я задумалась.

Говорят, 145 школа отличалась достаточно строгой дисциплиной и жесткими порядками. И да, мы все тогда так считали. Однако - воспоминания о школе у меня неизменно со знаком плюс. Трудно сказать, насколько это связано с моими индивидуальными особенностями, а насколько - с правильностью самой моей первой школы.

Определённо некоторые ограничения мою личную свободу не задевали - я их как огранчения не вопринимала. Например, запрещали девочкам носить сережки (чрезмерная строгость ИМХО, хотя, наверное, следить за тем чтобы девочки ходили только в скромных серёжках - учителям сложнее). Но у меня-то уши до сих пор не проколоты! Или вот запрещали спортивные сумки в школу носить - но современных удобных рюкзаков у меня тогда всё равно быть не могло - а сумка через плечо - для осанки хуже обычного портфеля.

Ещё одно - то, что из школы старались вытеснять слабых и неблагополучных учеников - для меня было скорее благо - по крайней мере я это очень хорошо прочувствовала, поучившись в 8 классе с деятелями, которые искренне недоумевали, как это мне не скучно книжки читать.

Были и более серьёзные обиды. Зачем-то учителя говорили нам, что наш класс недружный. Честно говоря - я по прежнему не представляю, как могут 30 человек жить в режиме "один за всех и все за одного". Однако, по сравнению с тем классом, в котором до недавнего времени дочка Надя училась - мы таки были образцом по дружбе. И однако - моя лучшая школьная подруга - рядом со мной до сих пор, и, надеюсь, и впредь.

Ещё - Вера Викторовна (зам. по воспитательной работе, временами - наша классная) декларировала, что она любит троечников, но не любит отличников. Вот это мне было очень обидно - я считала, что мою замечательную личность следует ценить, хотя я и отличница. До сих пор интересно - это у ВВ был сознательный педагогический приём, рассчитанный на пробуждение гордости в таких, как я?

Ещё одно яркое воспоминание. "Музыкальная весна", ежегодное соревнование-концерт, очень важное. Мы тогда были в 6 классе, а 5"А" подготовил просто феерическое выступление - одним из сольных номеров была песня на стихи ученицы (хорошая), ещё номер был - "Мы бродячие артисты", совершенно феерически поставленный, с цирковыми трюками в зале. И остальное на уровне. И вдруг - первое место дают другому классу (кажется, там ВВ как раз была классной), который - ну мда, но не ого-го. Мы после этого организовали компанию поддержки 5"А", я ходила к директору - высказывать своё мнение о справедливости. Что-то мне невнятное тогда ответили, т.е. все остались при своём мнении - но всё-таки оно было, и оно было настоящее.

То ценное, чего мне сейчас не хватает в современных школах - там действительно учили кооперации. Все эти конкурсы - и "Музыкальная весна", и массовые сборы макулатуры, и ТТЛ (который не ЛТО, и не микросхема - а Трудовой Туристический Лагерь) - всё это давало опыт "делать что-нибудь вместе". Увы, в современной жизни и школе (увы, с подачи родителей во многом) - больше учат добиваться личного успеха. Где бы найти золотую середину? У Вики это компенсируется (надеюсь) хором - но вообще-то грустно, девицы.

К сожалению, не всегда блистательный уровень учителей. Математики и физики мне в своё время отчётливо не хватало - пришлось менять школу. Но это актуально скорее для старших классов. Опять же к сожалению - всего год у нас был замечательный учитель географии - а интересно, как бы он вёл какую-нибудь экономическую географию. Очень мне нравилась Татьяна Владимировна - учительница истории. Замечательный Юрий Васильевич Донюков - учитель музыки, который знакомил нас с творчеством Битлз (и не только, конечно). Как-то у него уроки музыки не были необязательной пустышкой. Теперь он - директор школы.

И конечно, нашему классу очень повезло - я и тогда это подозревала, а теперь точно уверена. У нас вела русский и литературу сама Оксана Николаевна Якимюк. Большое ей спасибо - за то, как учила писать сочинения и составлять к ним планы, за язвительность, за речь, богатую цитатами. Сейчас спросила у Яндекса - оказывается, Оксана Николаевна до сих пор преподаёт.

Так что - да, хотя эта школа не идеальная - своих детей я бы туда отдала. Света, подруга моя, которая до сих пор в том районе живёт - и отдала. В этом году Сонечка в первый класс пошла. Отзывы пока положительные :-)
Метки:
Прочитала и тоже задумалась. Мои дети начальную школу и тот и другой проучились/учатся в той же самой школе, куда ходила и я. Нет смысла говорить о том, что это уже совсем другая школа, так что и сравнивать нечего. А вот именно в ту, в которой училась в своё время я - отдала бы. там совсем неплохо было.
спасибо за ответ. очень вам благодарен за воспоминания) чуть-чуть добавлю от себя может быть вам вдруг интересно(пробудили воспоминания ) Вера Викторовна насколько я знаю и поныне преподаёт математику. у нас вела. меня жутко не любила. да впрочем и не за что было, если честно.
по поводу сережек и т.д. я ещё помню что девушков заставляли смывать боевые узоры. юношей ругали за бакенбарды. родство (духовное) с пушкиным не поощрялось. ттл прошел мимо меня. может быть к сожлению. в наше время отвечала за него ВВ и наверное поэтому меня туда не тянуло.
в моё время(как сказан-то, как сказано (с) жванецкий) со спортинвыми сумками негласно разрешалось ходить с третьего класса )) до этого только портфель.или помните октябрятские звездочки? они были обычные их вроде как носили до конца первого класса, а во втором уже можно было пижонить и носить звездочку с портретом ленина.была такая если помните.

музыкальная весна замечательная штука. оч. здорово было. кстати помимо предвзятости классы ВВ и Ю.В. могли себе всегда позволить больше со сцены. открытости что ли . цензура был менее жесткой.

ну Юрий Васильевич тоже замечателен на мой взгляд. сейчас вроде не преподает. а уроки его музыки я застал. было крайне здорово.

Оксана Николаевна. ну мы тоже когда учились понимали чтоэто счастье. хотя на мой взгляд в литературе она значительно менее сильна. а у вас не вела Евгения кирриловна : ?: была такая милая дама. О.Н. например ксати в нашем случае (мы последний класс который он выпустила из 9-го)
когда принимали в первый класс была на собеседовании как и Т.В. ксати как и классные учительницы. так вот О.Н. уже тогда выбирала /набирала класс который она будет вести через 5 лет. насчет до сих пор преподаёт не уверен . после прихода Ю.В. на пост директора кажется отшла от дел. зато помните в любую погоду она встречала дитей в школу и каждый с ней здоровался. может отсюда черпала отличную форму).
замечатльные воспоминания
оч вам благодарен )
Любопытно...

А как сочеталось вытеснение слабых учеников с предпочтением троечников отличникам? Не догнал... И что значит "вытеснение"? Их отчисляли по какому-то критерию или им жизнь портили и они сваливали? Я вот подумал, что первое я бы в школе понял, а от второго меня бы покоробило сильно.

Про "делать вместе" -- что поделать, тут как раз жизнь давит на школу : ( Кстати, ролевые игры -- явная компенсация. Партия в модуле -- чем не обучение "делать что-то вместе"?
Предпочтение троечников - это всё-таки была личная заморочка конкретной учительницы. Имелось в виду, я думаю - предпочтение тех, кому для учёбы требовалось потрудиться, в сравнении с теми, кому всё давалось "даром" за счёт способностей.

Вытесняли - подозреваю, в первую очередь, за счёт репутации школы. Мб и отбор при приёме какой-то был.

Ролевые игры - это всё-таки начиная со старшего школьного возраста. Приобретение навыка с запаздыванием, получается.
Да, девочки не играют в футбол, проблема ; )

Но вообще, я думаю, вернутся всякие командные мероприятия (надеюсь только, не в советских масштабах). На Западе их в школах весьма обильно, в Англии, по крайней мере.
чуть попробую пояснить про слабых учеников )
на самом деле в районе было три школы и вообщем попасть в 145 было крайне нелегко. многие посылались на этом этапе, если их считали слабыми. во-вторых очень сильно преподаваемый русский язык. не все тянули уровень. и человек имевший двойку в любой другой школе имел пять. приходил в другую школу и был как человек с другой планеты. я это в приницпе почувствовал на себе , пару лет проучившись по ряду обстоятельств в другой школе. очень странно было почувствовать , что в другой школе твой уровне в 6 классе сильнее чем уровень преподвателя.

а троечники и отличники это личные симпатии учителя математики. не политика школы

По поводу любви к троечникам - по-моему, этот прием, весьма типичный для советской (и не только) школы, к тебе большого отношения не имел. Идея примерно такая: отличник и без наших приемов выучится, а надо бы троечников тянуть. В конце концов, именно по ним наши успехи и оценивают. ;-) К слову, уродская американская система с тестами IQ (уже вроде бы вымирающая) тоже построена на принципе нежной любви к троечникам. А в нашей стране отличников вообще принято было слегка недолюбливать. ;-) К счастью, у нас в 875-й страсти к троечникам вроде никто не декларировал, но я слыщал о таких случаях не раз - и никогда это не действовало на отличников положительно.

Если честно, по-моему, прием этот очень дешевый и цели нифига не достигает. Так, например, хитрые американские школьники стараются поначалу занизить свой тест, чтобы потом их безмерно хвалили. А те, кто мог бы учиться с интересом, зачастую из такого отношения делают вывод, что "школа - не для нас, а для них, а мы выше этого".
А у меня воспоминания о школе самые отвратительные)))))
И о Якимюк тоже.По моему глубокому убеждению эта женщина психически нездорова,а потому ее нельзя было подпускать к детям на пушечный выстрел..Она и сейчас сохранила свой стиль-если она пришла в поликлинику то ее скандалы,склоки,ругань и поучения всех окружающих слышны на весь этаж))
Естественно когда выбирала школу своему сыну стремилась чтобы подобных "выдающихся педагогов"не было.))
Мой сын учится в этой же школе))Теперь там Юрий Васильевич директором,все изменилась,сейчас это школа для детей и "под детей"а не для удовлетворения безумных амбиций больной женщины..Ее же еле выгнали с поста директора,даже РОНО ее боялось,ум в сочетании с садизмом-великая сила..
К своему ребенку я эту безумную старуху близко бы не подпустила,каким бы замечательным преподавателем она не была.
Любимчики,дисциплина как в колонии строгого режима для рецедивистов,шаг влево,шаг вправо-расстрел,тонны макулатуры,требуемой два раза в год(дети-грузчики?по 30 кг бумаги за неделю притащить?),ненависть ко всему красивому,искоренение женственности в девочках всеми силами,изощренные издевательства над учениками(была такая Юля Переслегина...полненькая девочка..добрая и мудрая Якимюк назвала ее квашней перед всем классом-думает,мол,долго),забыл тетрадь-два без разговоров,шортики на физкультуре для девушек-подростков,необходимость тащить справку от врача даже если заболело горло и один день не пришел..Помню как,будучи дежурной,я успокаивала плачущего первоклассника-он забыл дома сменную обувь..Якимюк часто лично встречала детей у школы и не пускала на занятия непонравившихся(особенно ненавидела сапоги-луноходы).Мальчик сидел на первом этаже и плакал,потому что дома никого не было,взять обувь он не мог,на занятия его не пускали..Вот что мог сделать в этой ситуации семилетний ребенок?Сейчас бы за такое-отправить маленького ребенка домой одного-можно получить вызов в суд..А тогда дама царила безнаказанно..Мерзкая тетка,злая.
Надо же, насколько по разному всё вспоминается!
ИМХО довольно трудно сейчас отделить, что из негатива было личной особенностью Оксаны Николаевны, а что - требованием системы. Вообще многому можно найти - если не оправдание, то объяснение. Те же шорты на физкультуре. Во-первых, 30 человек в зале в тренировочных - это просто жарко. Во-вторых, это такая, наивная, может быть, попытка минимизировать конфликты и зависть на тему фирменных одёжек.
Вообще, гораздо печальнее, когда учитель умеет только давить, а учить - не умеет.
И положение общества, при котором 7-летний ребенок не может один ходить из школы домой - мне не кажется нормальным, если честно.
То есть да, ребенка жалко. Но полная вседозволенность тоже нехорошо, и от неё тоже дети страдают - ну хотя бы потому, что если все будут ходить без сменки, в помещениях будет грязь и пыль, которой эти ж дети и дышать будут. И которую этим же детям-дежурным отмывать.

И Юрий Васильевич ведь не откуда-то со стороны пришёл, в той же команде учителей работал. Интересно, что он сам о своей предшественнице думает :-)

PS. А Вы(ты) кто? Мы учились в одном классе?
Ну конечно учились в одном классе))))))))
Я Пономарева Юля.ныне Гудкова-)

Насчет шорт-в определенном возрасте мальчики начинают интересоваться анатомией девочек,поэтому если в началке все равно шортики или штаны,то в старших классах девочки элементарно стеснялись выделывать па на брусьях в трусах и в метре от мальчиков)
Насчет ненормальности общества-согласна,но любое общество большого мегаполиса выглядит именно так.И отправлять 7-летнего ребенка домой,да еще когда у него нет ключей и дома никого нет..Злоба и чистоплюйство дивной красоты-)
..А выгнали Оксану с трудом..Всем миром..Не хотела она уходить,что естественно-чью энергию пить,где удовлетворяться?Спасибо учителям что вытряхнули эту фурию!
Сейчас там очень нормальная школа,которая для детей-а не для удовлетворения амбиций сумасшедшей дамы.)